Он упорно развивал память, что в дальнейшем себя оправдало. Многие дальневосточные акварели и гуаши написаны потом, уже в Москве. А загодя не знал, по-видимому, что к этюдам этим вернется, не копил заготовки на будущее. Так получилось - не смог мыслью расстаться с природой Дальнего Востока. И этюды пригодились, и память не подвела. Это - что касаемо метода.
Что же до существа задачи, то более всего его интересовал непрерывно идущий в природе процесс столкновения и связи противоположностей. Он искал колористическую гармонию целого. Находил основной цвет - цвет среды, и смотрел, как влияет он на цвет предметов, как они происходят из этого основного цвета и тем связаны между собой. Старался так вписать формы в пространство, чтобы получалось единство плавно перетекающего цвета, как можно более размытыми - контуры объемов, незаметным - соприкосновение их со средой. Хотелось уловить мельчайшие световые колебания, выявить, как появляются или исчезают свет и мгла, как они сходятся и расходятся в час сумерек, час рассвета. Щукин учился образно характеризовать цвет, наблюдаемый в натуре, чтобы он сиял или мрачнел, тяжелел или таял. Следил за нюансами изменений цвета, плотности, веса и форм и пространства между крайними точками низа и верха, землей и небом. Не все получалось. Но молодой художник умел ставить себе серьезные задания.
<<<Оглавление>>>