Щукин относится к всесторонней военной подготовке очень серьезно. Основательность и энтузиазм во всем - черта натуры. Сверх того - и всяких еще забот по горло. Оформление клуба воинского округа и Летнего сада. Постоянное сотрудничество в армейской многотиражке. Регулярная работа над рисунками - хроникой солдатских будней (серия «В частях ОКДВА»: «Связист на учении», «Пулеметчики на учебе», «На зимнем выходе», «После маневров»), портретами солдат и колхозников из расположенного неподалеку пограничного бурят-монгольского колхоза. Создание театра «Красноармейского Петрушки»... Год пребывания в районе ОКДВА плодотворен и для профессионального развития художника. Отдан он работе на натуре. Уплотненная программа театрально-декоративного отделения института, уйма разнообразных забот и увлечений, вечера напролет в театре, в цирке, бездна дел в оформительских бригадах не оставляли времени, чтобы побыть с природой наедине. Самый процесс сосредоточенного, неторопливого изучения натуры - условие бытия художника. Тем более, так полюбились эти края - красочная гамма, как бы для акварелей предназначенная, рельеф земли, формы гор, растительность сопок, свет неба, цвет воздуха. И любовь эта, умиротворенная слитность с окружающим, сквозит во всем, что он пишет тут, вплоть до самых быстрых почеркушек. Дело не в количестве удач - в душевной гармонии, которую дарит погружение в природу. Надо полагать, что строгое армейское расписание ограничивало длительность этих свиданий с натурой. Но похоже, что Щукин намеренно не работал долго над листом. Всегда терпеть не мог вещь мусолить. Делал так, чтобы казалось, что она написана на одном дыхании, за один присест. Главное - не растерять свежесть первого впечатления, уловить преходящее состояние, атмосферу, характер пейзажа в целом и свободно, легко вести лист.
Дальневосточные акварели и гуаши >>>
<<<Оглавление>>>