Овал арены

Пуще огня Щукин боится диссонансов, способных нарушить гармоническое равновесие. Не позволяет ни себе, ни зрителю отвлечься от «центра мироздания» - группы на арене. Взгляд наш далеко не уйдет. Погрузившись на миг в бархатистую черноту, отливающую синевой и серебром, фона, остановится на более интенсивных по топу пунцовых занавесах, покружит по мягким изгибам присборенной ткани, окаймленной золотой бахромой, надет на ярко освещенный круг манежа и непременно возвратится к тем, ради которых художник пришел в цирк. Группа, непринужденно вписанная в живописную среду, соразмерная масштабам пространства, воспринимается как «мерило всех вещей». Благородное созвучие черного, нежно-розового, золотистого и дымчато-серою - колористический камертон, помещенный в центре. Им проверяется «чистота строя», с ним согласовывается тембр звучания цветовой тональности. Аккорд из четырех звуков взят. Далее следуют мелодические вариации на основную тему. Розовое густеет алым в глубине, льется каскадом пурпура ниспадающих драпировок, залегает багровыми мазками в складках, горит огоньками светил - сверкающих круглых цветков. Черное, промелькнув искрами разреженных серо-серебристых нитей, уходит в светоносную темноту фона и там мерцает точками, пунктирами. Покружив по большим и малым сферическим траекториям, пассажи мелодической гаммы устремляются в центр. К финальному аккорду - аккорду начала. Комбинируя два разнородных материала - гуашь и пастель, - Щукин находит желаемый эффект.


<<< Пространство арены

Сила плотного слоя гуаши >>>

<<<Оглавление>>>