Интермедии

Методика обучения на театральном отделении Вхутемаса в конечном счете сводилась к максимально полному выявлению творческого потенциала студентов. Поэтому наряду с оформлением пьес И. Рабинович включил в курс оригинальную тему, названную «театральной интермедией». Надо сказать, что слово «интермедия» выбрано неудачно, так как подобного типа композициям не обязательно должно быть эскизами декорации к интермедиям--вставным, междуактным эпизодам пьес. Впрочем, дело в конце концов не в названии. Руководитель мастерской предлагал сочинить интермедию к какой-нибудь пьесе или на вольную тему. В обоих случаях цель одна - пробудить инициативу учеников. Чутье подсказало Щукину, что в декорациях к творениям классиков неуместна чрезмерно активная форма. Достало такта написать эскизы сдержанно, скромно, достало и храбрости истолковать пьесы с вековой сценической историей по-своему.

Повышенна у него (таково свойство органически мыслящих людей) избирательная способность замечать в жизни, в искусстве только то, что соотнесено с основами личного миропонимания.

Оставаясь один на один с действительностью, художник волен трактовать ее, как видит и чувствует. Между мастером сценографии и жизнью контакты не прямые, осложненные «промежуточным звеном» -творением писателя. В том, что сделано Щукиным для театра, явственно желание обойти «посредника», извлечь из несхожего драматургического материала созвучное себе, опустив многое, притом немаловажное. Настойчиво звучит во всех эскизах меланхолическая, грустная нота. Познакомившись с картинами тридцатых годов, убедимся, что уже в студенческих опытах зрели трагические мотивы его будущей живописи.


<<< Тема конфликта героя и среды

Щукинские эскизы >>>

<<<Оглавление>>>