Тема конфликта героя и среды

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. Где оскорбленному есть чувству уголок! - Карету мне, карету!

Ненавязчиво и зримо акцентирована тема конфликта героя и среды. Ради этого нарушена классически гармоничная стилистика пьесы. Сатира Грибоедова переведена в романтический регистр.

На фоне смелых экспериментов и новаций художников театра двадцатых годов реалистически бытовые декорации к «Женитьбе» Гоголя непритязательны и архаичны. Тем не менее бывшие вхутемасовцы, перевидавшие немало чудес на сценах московских театров, спустя сорок лет ярко помнят впечатление, произведенное эскизом своего товарища. Вероятно, причина тому в проникновенной духовности, в настроении сформированной Щукиным среды. Щемяще грустной нотой брало за душу это жилье со следами «былой роскоши», а ныне обветшавшее, жалкое, запущенное. Нескладно притулился стул к запыленному бюро красного дерева. Потерта залоснившаяся лиловая драпировка на диване. Отклеился кусок бледно-желтых с выгоревшими голубыми цветочками обоев. Суть, конечно, не в самих вещах. Они--зеркало жизни человеческой, замкнутого, монотонно скучного существования, бесцельно протекающего на этом диване, отгороженном от света ширмами. А вокруг - маски. Портал сцены обрамлен фризом - мордами каких-то рогатых, страшных животных, наползающих друг на друга, копошащихся. В томительном одиночестве и не такое примерещится. Контраст рельефно вылепленных цветом масок со свечением марева, поглотившего вес, плотность стен и предметов, вносит в логовище Подколесина что-то эфемерное, ирреальное. Душевность художника, материализованная в слиянии предметного и образного начал,- вот где секрет неувядаемой убедительности эскиза к «Женитьбе».


<<< Скульптурность архитектурного объема

Интермедии >>>

<<<Оглавление>>>