Дирижабль - по Щукину - знак надежды, мечты, устремления вперед. Так он воспринимается одновременно и в символическом, и в реальном своем значении. Дирижабль свободно купался в просторе. Так было. И было это очень красиво. Эмоционально чувственное, зрительное впечатление вело художника. А что оно переросло в большое обобщение открывшейся красоты яви, в любовно сотворенную красоту на холсте, что прямой, первый смысл образа вплелся во второй, непрямой, иносказательный, - в том умысла не было.
«Символ - это указательный палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец» (М. Пришвин). Щукин палец не подставлял. В той же «Старой Москве» электропровода - деталь весьма многозначительная, но скорее извне привнесенная, чем пластически обязательная, вклинилась в оправу, стилистически ей инородную. Картина не о том, что приходит. Как раз об обратном - что уходит. Тут нечему развиваться, нечем дышать. Струя воздуха, луч света - спасительная соломинка в замкнутом круге разрушения.
Дирижабль, увиденный в натуре, положил начало кристаллизации образа становящегося, набирающего силу света. Дирижабль - исток и кульминация темы. Воистину, если бы он не был увиден, его надо было бы выдумать. Дирижабля как такового, в предметно-вещественном, а то и атрибутивном качестве, каким представал он часто в искусстве, могло бы и не быть здесь.
<<<Оглавление>>>