Напросился, нашелся определенный пластический код для каждого данного круга явлений. Повторяемость сдвигов и перекосов - рефрен картин о старой Руси. Знаковый код - отточенная до формулы зрительная характеристика явления- признак творческого преобразования натуры. Щукин па редкость последователен - от себя не уйти. Предмет у него всегда не равен самому себе. От себя не уйти - вновь о том же, но иначе. В теме «Старая Русь» он открывает новые аспекты. Меняет и тактику.
Теперь уже не так решительно, как недавно то было, воспрещен доступ околичностям, тому, что «не по делу». Интереснее действовать исподволь, чем идти напролом, бить в одну точку. Метафора метафорой, но она чуть посторонилась. Старый Воронеж - на рубеже великих перемен. Это - жизнь. Но и уточки на берегу, и женщины, склонившиеся к реке, и багрянец осенней листвы, и бегущие облака - тоже не околичности. Жизнь. Так она объемнее, полнее. Горизонт разгляди расширяется.
В переломные периоды истории искусство не тотчас приходит к единству конкретности и обобщения. На первом этапе художественного освоения нового в действительности имеет место разрыв между частным и общим, сосредоточением на локальном и тяготением объять целое, эмпиризмом и отвлеченностью. Преобладает часто одно из двух. Закономерность эта, история дает немало тому подтверждений, обнаруживается и при формировании новых художественных направлений, сложении стилей, и в творчестве отдельных художников, и даже, порой, в одном произведении.
<<< Ветер колышет рыжую листву
<<<Оглавление>>>