Система организации основных щукинских вещей, которую можно сравнить с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня, и условно называемая нами «шар в шаре» (как уже говорилось, берущая начало в народном творчестве), определяет процесс, происходящий в зрительском сознании. Хотим того или нет, мы вынуждены сопоставлять, сравнивать, находить сходства и различия, связи всего со всем, в общем преодолевать пассивность созерцания, следуя методу автора. Он как бы сам руководит «искусством восприятия», по тем же законам, по которым формирует образ. Сам акт восприятия таким образом составляет важное звено содержания, что закономерно при встрече с произведениями поэтического настроя. Активно стимулируя наше соучастие в происходящем, Щукин-станковист и тут не дает нам забыть о своих театральных «генах».
Конечно, там, где есть «подводные течения», глубинные плані)!, подтекст, переносные значения и прочие «иррациональные» вещи, художник не застрахован от субъективного, а то и произвольного толкования своего замысла. И все же многозначность - категория объективная, она заложена внутри произведения, в принципиальной неисчерпаемости поэтической «информации», в сгущенной выразительности образа. Часто Щукин сам подсказывает, как должно трактовать им замысленпос.
В «Натюрморте с чайником» (1933) все предметы обладают самоценными, крайне привлекательными для живописца качествами, и он компонует предметы так, чтобы эти качества полностью выявить. Овальный жестяной поднос не положен на стол, а поставлен ребром - на ярко-розовом фоне отчетливее витиеватые изгибы контура и лучше виден пестрый узор на черном поле подноса. Массивный чайник красуется впереди, бахвалясь демонстрирует пышную розу на своем белом, глянцевом, выпяченном боку.
<<<Оглавление>>>