А она, в свою очередь, «рифмуется» с паровозом - два круглых коричневатых пятна внизу и один зеленый кружок посредине да повыше - впрямь, как фары и прожектор. Но и горам-близнецам, стоящим по обе стороны рельс, негоже быть безучастными статистами или нейтральными стенками сценической коробки. В горах тех - антагонистах герою - тоже идет жизнь. Из густого месива зеленых, охристых, буровато-коричневых мазков зелень хочет выделиться и берет верх - сочная листва крон, ворсистые коврики травы энергично расталкивают плотную стену темных стволов. Так, в противоборстве выверенного равновесия устоев композиции и движения по крестообразным осям (от краев к центру, из глубины вперед, снизу вверх), из «рассказывающих» красок, простейших параллелизмов и наивных уподоблений в духе детского рисунка-игры «точка, точка, запятая...» - рождается веселая картинка на серьезную тему. Щукин-драматург подвергает своих героев испытанию. Выдюжат ли они в момент столкновения? Одолеют ли препятствия? И как в сказках добро побеждает зло, так в его пейзажах-представлениях, а в частности в «Зеленом мысе», свет борется с тьмой и тьму побеждает.
Метафоричность изображенного очевидна. Однако метафора - не более чем одно из слагаемых образа. Иносказание, в любых разновидностях, всегда агрессивно, вытесняет первичное - конкретно чувственную характеристику явления. Признаки зримые, явные заменяются ассоциируемыми, предполагаемыми. Метафорой Щукин пользуется охотно, но ровно настолько, чтобы не дать ей вести себя чересчур нескромно, в ущерб желаемой им точности в воссоздании примет физического бытия данного явления природы, данного пейзажа. К любому произведению живописца, скульптора или графика как нельзя более кстати приложимо изречение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
<<<Оглавление>>>