Это -тайна автора. Важен результат - органичность произведения, где прием не оголен, сделанность уходит вглубь, и захватывают лишь открытая эмоциональность чувства художника и жизнь, что течет в этих малых мирах. Где так естественно, невесть из чего рождается ощущение равновесия и свободы. И круг, овал - словом, замкнутая в себе сфера - как бы сами просятся в центр.
Круг - фигура покоя, абсолютной симметрии, как считали древние. Но круг - фигура и бесконечного движения. Гвоздь вопроса в том, чем заполнены эти круглые миры, что происходит внутри завершенных сфер.
На Москве-реке карнавал в разгаре («Водный праздник», 1933). Ходит катер ходуном. На накренившейся палубе гримасничает чучело фашиста. А все, что вокруг, - кипит, бурлит, хохочет. Фосфоресцирует вода, отражая лучи, разукрашенные флажками лодки, дирижабли, прибрежные деревья и фонари. Сверкают в фиолетовом небе карнавальные краски - всполохи желтых, бирюзовых, красных, изумрудных огней. На воде, под водой, в небе - праздник. Клубы дыма застилают кривляющееся чудище со свастикой. Россыпи искр фейерверка летят вниз, брызги воды взлетают фонтанами вверх - перечеркивают свастику. Идет 1933 год. На обледеневшем пруду - «обыкновенное чудо», славный праздник детворы. В белесой высоте проглядывают покрытые пушистым снегом верхушки деревьев и солнышко. Мелькают силуэты ребят, вдоль и поперек пересекающих серебряный круг, вослед кружатся светлые царапины, оставленные коньками. Лучезарен и добр мир, пронизанный звенящим серебристым цветом («Каток», 1933).
<<< Элементарные геометрические фигуры
<<<Оглавление>>>