На следующее утро после этого случая мы подошли к Килю. По Кильскому каналу наш пароход повел германский лоцман. После широких морских горизонтов наш корабль вошел в узкий капал. С двух сторон громоздились почти отвесные склоны, образовавшиеся тогда, когда через перешеек проводили канал. Только в конце канала берега стали более пологими. Вошли в шлюзы, а затем снова вышли в открытое море как раз в том месте, куда впадает Эльба.
Поднявшись вверх по этой могучей реке, судно вошло в Гамбургский порт. Здесь мы побывали в лучшем из европейских зоологических садов Карла Гагенбека. На следующий день мы выехали из Гамбурга в Берлин, откуда я уже один продолжил свой путь в Пария;. Я взял с собой мешок с самыми необходимыми вещами и сверток этюдов. В Берлине Ваганян попросил меня повезти с собой большую коробку икры для своих парижских знакомых. Коробку я положил к себе в мешок, совершенно не подозревая, что нельзя вывозить без пошлины икру и картины. Когда мы доехали до границы Франции и начался таможенный досмотр, я все еще думал, что все это меня не касается. Но вот подошел один из таможенников и спросил: «Что это и кому принадлежит?» Я сказал, что я художник, а это мои картины. Оказывается, ему как раз это и требовалось. Он повел меня к своему начальнику. Последнему я попытался объяснить то же самое. Но результатом было то, что велели немедленно высадить меня из поезда. Вместе с провожатым я вернулся в вагон за вещами. Только я наклонился за своим пакетом, как в окно громко постучали... Мы обернулись - кто-то объяснил моему провожатому, чтобы тот оставил меня в покое. Чиновник улыбнулся и вышел из вагона. Вскоре поезд тронулся, а я подумал: «Как хорошо, что во всех уголках мира находятся добрые люди».
<<<Оглавление>>>