Париж

Живы в биении сердца народа

После участия в московской выставке «Союза четырех искусств» открылась перспектива для поездки за границу. Я хотел непременно побывать в столице художников - Париже. В 1926 году я выехал из Москвы в Ленинград, а оттуда на грузовом судне за границу. Пароход перевозил в бочках масло. После завершения погрузки и с обычным опозданием пароход двинулся с места, вышел из Ленинградского порта и вступил в Финский залив. Пассажиров было только четверо: один англичанин, ехавший из Москвы, представитель какой-то английской рабочей организации, инженер Ваганян из Тифлиса, московский поэт Санников и я. Как обычно бывает в путешествии, все мы вскоре подружились. Чтобы рассеять скуку, англичанин играл па рояле веселые фокстроты, подскакивая при этом на стуле. Санников пел русские песни и даже несколько армянских песен, которым научился у своей жены армянки. Разумеется, песням, особенно армянским, подпевал и я. Ваганян же был просто слушателем. Несмотря па все попытки развлечься, время проходило скучно. Большей частью мы просто дремали в каютах, потому что на палубе было ужасно холодно. Пароход шел без остановок, день и ночь, прорезая синие волны Балтики. Прошли мимо суровых берегов острова Готланд.

Я впервые плавал в северных водах. Почти все время море было пустынным. Только где-то между Германией и Швецией мы встретили шведский пароход.

Он шел прямо на нас. Гасстояние между нами сокращалось, создался «встречный угол», столкновение казалось неминуемым. Мы напряженно ждали, чтобы какой-нибудь из кораблей замедлил ход или стал, чтобы дать дорогу другому. Наконец наш капитан вынужден был уступить упрямому шведу, который пронесся мимо, почти коснувшись борта нашего судна.


<<< Строительство оперного театра

Зоологические сады Карла >>>

<<<Оглавление>>>