Первые не чувствуют и не понимают искусства

Есть одна неоспоримо прекрасная вещь - работа для жизни и во имя жизни. Но разве может что-нибудь так украсить жизнь, как искусство? Оно незаменимое оружие человека в проявлении его воли, в стремлении к бессмертию. Есть, несомненно, и такие люди, которые предпочитают видеть свое отражение (и себе подобных) скорее в зеркале или фотографическом изображении, нежели в художественном портрете. Есть и такие, которые в той или иной форме вступают в контакт с искусством, даже любят его, но признают лишь ретроспективно, не умеют попасть в ногу с жизнью, не понимая искусства своего времени, даже самого прогрессивного и жизненного. Первые всегда мне казались просто несчастными людьми, а вторые - отсталыми. Первые не чувствуют и не понимают искусства, а то, чего они не понимают, безапелляционно провозглашают глупостью. К своему несчастью, они не знают, что для понимания, например, живописи надо обладать способностью видеть, а они этой способностью просто-напросто не обладают. Вторые не воспринимают искусство в его историческом, революционном понимании и живут, не попадая в ритм своего времени.

Ярким примером сказанному служит вся история импрессионизма. Создателей его в свое время беспощадно ругали. Но импрессионисты в свое время поставили перед собой задачи, диктуемые развитием искусства, и создали новые формы, удовлетворяющие требованиям времени. Импрессионисты как подлинные художники, как все великие мастера предыдущих веков, которые тем и были велики, что работали в свое время как новаторы, до сих пор восхищают и всегда будут восхищать людей. Импрессионисты исходили из очень простой вещи - влияния на предметы лучей солнечного света.


<<< Рисунок и цвет в живописи

Импрессионизм - типично французское искусство >>>

<<<Оглавление>>>