Выставки «Автопортрет» были отвергнуты

«Автопортрет» близок к «Земледельцу»: человек шагает на лоне природы, среди гор и долин, под солнцем, озаренный лучами великого светила. Освещенная сторона лица дана в желтовато-золотистых и золотисто-красных топах, а затененная - в синих. Волосы и усы в тени черные, а в освещенных местах - светло-синие. На заднем плане с двух сторон возвышаются горы, а в центре - зеленовато-синие горы и небо. Мне казалось, что этими простыми средствами я каким-то образом достиг того, к чему стремился.

Многими посетителями выставки «Автопортрет» был отвергнут. Зная автора и настроившись не очень-то, они подходили ко мне, требуя объяснений. Мои «лекции» часто разряжали атмосферу, и, надо сказать, расставались они со мной уже как друзья, а уходя, крепко пожимали мне руку. Очевидно, мои работы все же обладали какой-то творческой силой, если люди не проходили мимо них равнодушно. Оскорбленный мещанин полагал, что художник высмеивает его. Бывали случаи, когда посетители требовали обратно свои 40 копеек, указывая на мои «оскорбительные» картины, или швыряли каталог в лицо безвинному кассиру, не забывая при этом выругаться.

Через несколько дней после открытия выставки се посетил любитель и топкий ценитель французской живописи С. Щукин. П. Кузнецов и я сопровождали его. Подойдя к моему успевшему нашуметь «Автопортрету», Сергей Иванович выпрямился, принял артистическую позу и стал, слегка заикаясь, расхваливать его, говоря: «Работа чудесная, вы великолепный портретист» и так далее. Тут же он попросил меня написать портрет сына. Я был ошеломлен. Не кто иной, как сам Щукин дает мне заказ.


<<< Все компоненты картины

Щукина надо писать не так, как я писал >>>

<<<Оглавление>>>