Стремясь выразить мой замысел обобщенно, я использовал весь материал, имеющийся под рукой, в его историко-символическом истолковании, стараясь насколько возможно достичь острой типической характерности.
Почти всю поверхность довольно большой картины занимала голова земледельца, вписанная в пейзаж. Лицо его было в глубоких морщинах. Я стремился выразить и смысл его долгого тяжелого труда, и черты характера, и глубину обретенного им интеллектуального опыта. Морщины в картине напоминают также поверхность земли, шероховатость гор и ущелий, которые в естественном ритме сопутствуют долинам и равнинам. В нижней части картины изображены фигуры тяжело и мерно шагающих волов, товарищей крестьянина по труду.
Все компоненты этой картины, дополняя друг друга, выявляют ее внутренний смысл. Это, как мне казалось, был правильный подход для выражения идеи единства трудящегося человека и природы, моей любви к величественному, красивому, как сама природа, крестьянину, моего поклонения труду.
Жалею, что «Земледелец», как и некоторые другие мои работы, из-за моей небрежности но сохранился. Осталось только несколько предварительных эскизов, которые, естественно, не могут дать представления о картине. Но я счел необходимым так долго говорить о «Земледельце» потому, что он представлял и даже резюмировал собой некоторые мои общественные и концепции того времени.
<<< Проникновения в законы и освоения их
Выставки «Автопортрет» были отвергнуты >>>
<<<Оглавление>>>