Живописи ваяния и зодчества

«Земледелец» был результатом долгих раздумий. Его замысел питался впечатлениями детства, затем он постепенно оформлялся с ростом моей зрелости и понимания общественной жизни. Господствовавшие в училище живописи, ваяния и зодчества передовые идеи и общение с революционно настроенной молодежью все больше влекли меня к человеку труда. Симпатия к трудящемуся человеку сочеталась во мне с критическим отношением к действительности. Протест против социального неравенства и реакции, против мещанского искусства, против академизма и натурализма непрестанно рос в кругу честных художников. Нам, молодежи, служили примером паши учителя. Достаточно только вспомнить Серова, смело бросившего перчатку правящим кругам, причем публично, с поднятым забралом.

Передовая творческая молодежь поглощала из художественного наследия прошлого все то, что служило интересам трудового народа. В эти годы было много картин, созданных под влиянием мыслей и идеалов того или иного философа, общественного деятеля, искусствоведа. Рождение «Земледельца» как раз и связано с учением моего земляка, выдающегося мыслителя-демократа Микаэла Налбандяна. Моей целью было создать сильный, красивый, возвышенный образ человека, своим честным трудом создающего блага земли. Армянского трудящегося-крестьянина я знал, можно сказать, с колыбели. Одного лишь образа моего отца было достаточно, чтобы я ясно представил духовный и физический облик труженика-земледельца. Я знал его жизнь, думы, стремления, знал его силу, мудрость, его волю и опыт в постоянной борьбе с природой. Мало сказать знал. Все это я перечувствовал внутренне, всем сердцем. Кстати, с целью приближения творчества художников к жизни постоянно призывают к тесному общению с рабочими, крестьянами, интеллигенцией в процессе их труда. Это, несомненно, полезный и обоснованный совет.


<<< Члены комиссии Третьяковской галереи

Я не говорю, что следует >>>

<<<Оглавление>>>