В середине XIX века царским правительством и синодом было разгромлено раскольничество. Гонения на раскольников распространились и в глухие северные леса. Десятки и сотни скитов, укрытых в северных лесах, были разорены и разрушены до основания.
Понятно, что древние храмы и часовни, остававшиеся единственно зримым материальным наследием раскола, вызывали откровенную неприязнь духовных и гражданских властей. Начался «крестовый поход» против раскольничьей архитектуры, к которой причислялись все древние деревянные церкви, воплощавшие в себе самобытные традиции народной строительной культуры.
Во время этого похода под предлогом ветхости было уничтожено огромное число старых часовен, церквей и монастырских ансамблей. А после него во всей России не осталось почти ни одной церкви, не искаженной радикальными переделками и «благолепным обновлением».
Искоренение самого духа народного зодчества из архитектуры культовых зданий стало во второй половине XIX века своеобразным знамением времени и девизом всех реакционных сил страны — от обер-прокурора святейшего синода до местного купечества и кулачества
Одновременно синодом усиленно насаждается новый стиль церковной архитектуры, стиль «официального православия», представляющий собой эклектическую смесь псевдовизантинизма и классицизма.
Приглядитесь повнимательней ко многим церквам и часовням, стоящим ныне еще в искаженном виде. Загляните под тесовую обшивку, расчистите слой масляной краски, снимите позднейшие, поверхностные, украшения с древних частей. И перед вашим взором раскроется совершенно иной духовный мир, иная система эстетического мышления, иная художественная культура и мировоззрение! Сравните эту культуру с той, которая воплощена в «сияющем благолепии» позднейших наслоений, в навешанных бутафорских украшениях, в мишурном блеске дешевой позолоты, в кричащей претенциозности и пышной театрализованной декоративности, призванной ошеломить и подавить человека. Перед вами предстанут две культуры не в отвлеченно академической формуле, а зримо, реально, ощутимо до боли в сердце Это результат борьбы, начатой еще в XVII веке реформами Никона и неуклонно продолжавшейся на протяжении всего последующего времени. Борьбы, завершившейся победой реакционных сил и их церковно-охранительной «культуры».
<<< Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.10
Вторая жизнь деревянного зодчества. ч.12 >>>
<<<Оглавление>>>