Богатырь. ч.5

Громадная, эпическая мощь ощущается в кондопожской церкви. Но эта сила не тяжелая, гнетущая, а приветливая, умная и добрая. Здание хотя и суровое, но в то же время живописное, легкое, стройное. Высота его — сорок пять метров — небывалая для деревянных сооружений того времени.

С востока к основному четверику церкви примыкает прямоугольный алтарный прируб, перекрытый бочкой с главкой, а с западной стороны, выходящей на озеро,— обширная трапезная с сенями под общей двускатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два чудесных висячих крыльца.

(К слову сказать, церковные власти в России всегда неукоснительно требовали устройства входа с запада. Строители кондопожской церкви пренебрегли этими официальными канонами. Вход здесь устроен с восточной стороны. Благодаря этому художественный образ здания сохранил свою цельность, правда искусства одержала верх над незыблемыми, казалось бы, догматами православной культовой архитектуры.)

Есть одна великая мудрость: все познается в сравнении. В архитектуре все строится на художественно осмысленных контрастах. Хорошо знал это и неизвестный зодчий церкви в Кондопоге.

Стремительная вертикаль здания — и бесконечные горизонтали озера и берегов. Могучая, цельная масса четверика — и легкие висячие крыльца, пронизанные воздухом и светом, словно влитые в просторы озера. Пирамида шатра, пронзающего небо,— и прямоугольник трапезной, как будто вырастающий из земли. Плавные крылья бочечного покрытия — и строгие линии прируба. Бревенчатый сруб — и скупой, лаконичный, но очень выразительный декор: фронтонный пояс, резные столбики крыльца, фигурные полицы и причелины.

В сочетании борьбы и единства этих разнообразных элементов и рождается яркий, незабываемый образ здания. Успенская церковь покоряет с первого взгляда — сразу и навсегда. Перед ней стоишь в восторженном удивлении, не в силах отвести глаз. Это же состояние не покидает и внутри нее. Попадая в трапезную — просторную и простую,— нам кажется, что мы не в православном храме XVIII века, а в каком-то древнем языческом святилище, обители наших далеких предков. Вдоль стен тянутся лавки, «опушенные» резным тесом, а потолок опирается на два резных столба.


<<< Богатырь. ч.4

Богатырь. ч.6 >>>

<<<Оглавление>>>