Конечно, церковь есть церковь, произведение культового зодчества. И мы погрешим против исторической истины, если будем отрицать, что кондопожские строители ставили не церковь, «храм божий», а избу, хоромы или клуб. Но объективное значение Успенской церкви оказалось неизмеримо шире и глубже ее прямой функции. Во всем образном звучании ее, в архитектурно-художественном решении здания — начиная от организации всего внутреннего пространства и соотношения его с «полезным» объемом — слышится торжественная мажорная тема победы человеческого духа над низменным практицизмом, свободный, раскованный взлет мысли и большой мечты, пафос владычества Человека на Земле.
Дерзко и горделиво взметнулась над озером Успенская церковь. Перед ней расстилается безмятежная гладь онежских вод с узкими островками и темной полосой лесистого берега; сзади — длинная лента дороги и села, протянувшегося вдоль берега. В этом окружении церковь кажется еще более высокой и величественной. Властно и уверенно подчиняя себе пространство, она не просто сливается с природой в единый образ, но и господствует над ней. Порой даже кажется, что сначала возникла церковь, а уж потом, чтобы дать ей достойную оправу, человек создал и озеро, и берег, и село.
Ни на миг не затихает у ее подножия Онега-озеро. То тихо и ласково рокочет, будто притворяясь покорным, и лениво, нехотя лижет прибрежную гальку; то, затаив угрозу, хмурится и рычит вполголоса, то яростно ревет колючим осенним ветром, и тогда тугие волны упорно — одна за другой — бьют в нижние венцы сруба.
Но церковь стоит, не дрогнув перед изменчивой стихией. И днем и ночью ее силуэт виден на много верст кругом. На нее берут курс рулевые судов, бороздящих Онегу-озеро, рыбацкие баркасы, спешащие к спасительному берегу. Не раз уже отчаявшимся было путникам вселял надежду на спасение гулкий звон колоколов, перекрывающий непогоду, или яркий свет, вспыхивающий на колокольне Успенской церкви. Церковь-башня и церковь-маяк, она стала символом человеческого разума, одолевшего стихию.
<<<Оглавление>>>