В основе композиции Покровской церкви лежит традиционный и самый распространенный на Севере тип деревянного храма, называемый в старину «восьмерик на четверике с трапезной». Все ее помещения — сени, трапезная, четверик и алтарь — одинаковой ширины и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже в самом этом плане сказывается влияние канонов официального православия, стремившегося подчинить архитектуру своим интересам.
Но особенно чувствуется оно в решении трапезной.
В деревянных зимних храмах помещение трапезной было самым большим и превышало по площади четверик собственно церкви в два-три раза, а нередко и больше. Трапезная в северных церквах была чисто гражданским, светским помещением. Здесь устраивались шумные «братчины», веселые пиры и общинные трапезы, разыгрывались сцены, далекие от благочестивого смирения.
И еще крыльцо.
Весьма красноречиво звучат слова архиепископа великоустюжского и тотемского Геласия, который в 1683 году распорядился, «чтобы, приходя, приходские люди к церквам божиим и в церковных трапезах всяких чинов люди для всяких своих земских и мирских дел сходов не чинили и меж собою великие раздоры не чинили и мятежи, и неподобные матерные брани и бои не были, и по праздникам молебных пив не носили бы и в трапезе не пили бы».
Несмотря на эти строгие запреты, трапезные еще долго служили местом сбора мирской сходки — суёма, на котором жители погоста и входящих в его состав сел и деревень решали свои самые насущные и сугубо житейские дела, не имеющие с религией ничего общего. Здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, раскладывались и взимались подати, заключались хозяйственные и торговые сделки, выбирались должностные лица и т. п. У крыльца церкви совершались публичные наказания провинившихся. Это был действительно центр погоста, и, наверно, не было дня, чтобы здесь не толпился народ. Если в XV—XVI веках трапезные встречались в церквах редко, то с начала XVII века, когда по всей России очень оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, они становятся почти обязательной составной частью зимних церквей. А сами трапезные превращаются в подлинные центры всей общественной, мирской жизни погоста, нечто среднее между местным муниципалитетом и клубом.
<<< Остров на Онеге-озере. Младшая сестра. Ч.2
Остров на Онеге-озере. Младшая сестра. Ч.4 >>>
<<<Оглавление>>>