С большой фантазией и изобретательностью возводили строители сам столп Покровской церкви — «восьмерик на четверике». Массивный, рубленный «в обло» восьмерик завершается плавным, но энергичным повалом.
сильно расширенным верхом. А под ним декоративный пояс из резных треугольных фронтонов: так в торжественно-эпическую полифонию неожиданно врывается звенящая, жизнерадостная мелодия скрипок. Этот фронтонный поясок вносит в монументальное сооружение ноту интимности, теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности. Такие нарядные пояса являются характерной особенностью именно прионежской школы русского народного деревянного зодчества; в других местах их не встретишь.
С тем же размахом решено крыльцо Покровской церкви. Надо было обладать смелостью истинного художника, чтобы так задумать и вписать в композицию фасада здания одномаршевое асимметричное крыльцо. Эта асимметрия крыльца в сочетании с ажуром многоглавия, силуэтом повала и фронтонным поясом придает Покровской церкви черты артистизма, непринужденности, той внутренней творческой свободы, что отличает только произведения большого искусства.
Царевна!
Сдержанной красотой и гармонией исполнены резные подзоры крыльца, полотенце и особенно столбики, несущие кровлю. Их силуэт радует глаз и в то же время очень точно выражает идею несущей конструкции: резные детали столбов компактны и словно слегка сжаты лежащей на них тяжестью, но линии упруги, и, будто пружиня, отдавая заряд своей кон-центрированной энергии, эти столбы легко и уверенно возносят вверх фронтон крыльца.
Покровская церковь построена на пятьдесят лет позже Преображенской, в 1764 году, уже в другую эпоху и другими людьми. И это, конечно, не могло не сказаться на многих ее важных особенностях.
<<< Остров на Онеге-озере. Младшая сестра.
Остров на Онеге-озере. Младшая сестра. Ч.3 >>>
<<<Оглавление>>>