Деревянный щит Родины. ч.5

Из разнообразных форм боевых башен восьмигранная «круглая» башня наиболее удачно соединяла в себе практические и художественно-эстетические требования. Она давала возможность при одной и той же длине бревна создавать объем в несколько раз больший, чем при квадратном плане. Вместе с тем «восьмерик» был и наиболее выразительной архитектурной формой. Его центрическая композиция, обладающая скульптурной пластичностью, монументальностью и стройностью, открытая своими фасадами на все стороны, как бы обращенная своим ликом ко всему народу, была закономерным итогом многовековых творческих поисков русских зодчих.

Самой простой и целесообразной формой покрытия восьмигранного сруба являлся шатер — сужающаяся кверху восьмигранная пирамида, на вершине которой обычно устраивалась дозорная вышка. Конструктивную основу такого шатра составляет пирамидальный и тоже восьмигранный бревенчатый сруб, сложенный костром, то есть из венцов, срубленных «в режь» и постепенно уменьшающихся кверху.

Судьба шатра в истории искусства примечательна. Зародившись как чисто практическое приспособление для защиты восьмигранного сруба башни от дождя, снега и ветра, он с течением времени стал архитектурно-художественным, смысловым завершением всей постройки. В этой роли шатер прочно утвердился в древнерусском деревянном зодчестве и занял в системе его образов одно из самых важных мест.

Образ шатровой крепостной башни с ее неприступным и суровым силуэтом, олицетворяющий спокойствие, безопасность и независимость, имел, несомненно, большое влияние на эстетическое мировоззрение народа и был исполнен для него глубокого патриотического смысла. Этот образ затем был перенесен в церковное зодчество и сделался излюбленным именно потому, что он нес в себе огромное идейно-общественное содержание. В нем словно собралась сила народа, его чаяния и неодолимая воля к свободе и национальной независимости, мирному созидательному труду. Поэтому шатер получил такую популярность во всей русской архитектуре, стал одним из главных элементов и символов древнерусского народного зодчества.


<<< Деревянный щит Родины. ч.4

Деревянный щит Родины. ч.6 >>>

<<<Оглавление>>>