Русь деревянная. Истоки. Ч.4

Но если бы архитектура была только техникой, она не была бы искусством, одной из форм общественного сознания. В образах архитектуры всегда заложено большое идейно-художественное содержание. Не всегда прямо, но и косвенно, опосредствованно, памятники архитектуры — Зимний дворец или крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский кремль или станция Московского метрополитена, Дворец съездов или шатровая церковь XVI века в Коломенском — отражают идеи, эстетическое сознание своего времени, наконец, социальное, классовое содержание той или иной исторической эпохи.

В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд громадной действенной силы.

Надо только учиться видеть архитектуру, учиться ее понимать и чувствовать.

Архитектура — летопись мира. Но она говорит лишь тому, кто хочет и умеет ее слушать, в ком живет чувство прекрасного, кто знает и любит культуру родного народа и по праву гордится ее прошлым и настоящим.

Памятники зодчества называют «каменными страницами истории». С полным правом можно добавить — и «деревянными».

Но далеко не все старинные постройки, выполненные из дерева, можно отнести к памятникам народного деревянного зодчества. Дерево — это всего лишь материал. Материал искусства. А истинное искусство в данном случае — это народное зодчество, а не все деревянные здания. Например, дома из кирпича нельзя отнести просто к «кирпичной» архитектуре. Сколько различных стилей, особенностей, направлений можно выявить в их многообразных архитектурных формах! Так и в деревянных постройках. Ведь как различны между собой шатровый храм в Кондопоге, гуцульская церковь на Буковине и дворец в Останкине! Каждая из этих построек — памятник архитектуры. Но из них только церковь в Кондопоге — памятник русского народного деревянного зодчества.


<<< Русь деревянная. Истоки. Ч.3

Русь деревянная. Истоки. Ч.5 >>>

<<<Оглавление>>>