Сусеки расположены в два ряда, вдоль правой и левой стены, и сделаны они из толстых и широких досок. Собственно, это встроенный в сруб длинный высокий ларь, разделенный внутри поперечными перегородками. Каждый сусек подобен бункеру. Он устроен так, что на место взятого количества содержимого в разборный отсек самотеком поступает такое же количество из самого сусека.
Глядя на это весьма простое, но очень удобное устройство, начинаешь постигать извечную мудрость самых простых предметов, их естественную ненадуманную красоту, идущую не от украшательства, а от сути и назначения самой вещи.
В верхнем этаже амбара сусеков нет. Здесь в поперечные стены врублены нетолстые слеги — «грядки», на которые развешивались шкуры, кожи, пряжа, одежда и т.п. Ниже грядок, у самой стены, продольные широкие полки для мелких предметов; на полу — сундуки, бочки, ушаты и прочая домашняя утварь. Освещается это помещение небольшим оконцем-щелью, в которое не проникнет даже галка.
На курьих ножках.
Амбарчик маленький и очень простой — ведь не хоромы же строились... Казалось бы, плотнику-зодчему здесь и развернуться негде. Но под его руками, словно по волшебному слову, заиграли, засверкали всеми гранями ажурное ограждение галереи, укрытое под глубоким навесом крыши, и поддерживающие ее выпуски, и резные столбики; лестница, придающая амбару домовитость и непринужденную асимметрию; дверца с ее широкими косяками и предусмотренным лазом для кошки; сильная, мужественная пластика сруба из крупных, крепких бревен. В солнечный день амбарчик словно живет и дышит: яркий свет и глубокие тени создают сложную и изменчивую игру.
Особенно интересны и необычны большие причелины и полотенца. Их свисающие «кисти» по своим очертаниям напоминают не то стилизованную фигуру человека, словно создал ее резец первобытного художника, не то огромную, тоже очень стилизованную, кисть руки. От этих крупных и резких узоров веет глубокой языческой стариной.
<<<Оглавление>>>