Иной характер и иной размах получил показ советской скульптуры на юбилейной выставке Наркомпроса в Москве в следующем, 1933 году. Скульптура демонстрировалась здесь отдельно как особая отрасль искусства; выставке был отведен парадный колонный зал Музея изящных искусств; каталог включал 375 номеров; впервые в Союзе скульптура представала перед зрителем в таком развернутом плане.
Однако и в Москве целый ряд моментов снизил значение этого показа. Прежде всего нужно подчеркнуть, что выставка оказалась не столь всеобъемлющей и полной, как могла бы быть. С самого начала подготовки выставки выяснилось, что отводимое музеем помещение недостаточно для ее нормального размещения, что выставка обречена на тесноту, на искусственное суживание своего размаха. Действительно, если группа известных ранее московских мастеров (Королев, Мухина, Шадр, Чайков, Андреев, Домогацкий, Лебедева, Менделевич, Ефимов, Ватагин, Сандомирская, Фрих-Хар и другие) была показана достаточно полно, то молодые кадры были представлены явно недостаточно, часто одной-двумя работами, не дававшими правильного представления о характере дарования художника. Слабо представленным оказался и Ленинград. На московскую выставку попали далеко не все произведения ленинградских мастеров, бывших на выставке в Русском музее; выставка снова получила однобокий характер, была преимущественно выставкой московских мастеров.
Монументальная скульптура >>>
<<<Советская скульптура>>>