«У могилы товарищей»



Характерно, что третья выставка ОРС не показывает вовсе эскизов и проектов памятников или работ монументального порядка. Исключением является большая композиция Фрих-Хара «У могилы товарищей» - торжественная, серьезная, но вместе с тем страдающая известной отвлеченностью работа. На выставке, по различным причинам, отсутствует ряд постоянных участников предшествовавших выставок ОРС - нет Мухиной, Ефимова, Королева и других. Домогацкий представлен одним бюстом Вересаева, Златовратский дает «Сафо», салонность, академичность которой отмечается критикой; дискуссии, споры вызывают работы Шадра «Сезонник», «Труженик» и особенно «Освобожденный Восток»; критике подвергаются и работы Майкова. Рядом с выразительным портретом Фаворского, «Мотоциклистом», «Футболистами», где во всяком случае заслуживает внимания стремление Майкова остро подать явления, рожденные современностью, Чайков выставил и малоудачный рельеф «На земле», в котором заметны элементы стилизации, условности, архаизации. К числу наиболее привлекательных относится серия бюстов, выполненных Лебедевой, тонкое портретное дарование которой в эти годы развивается и углубляется. В целом третья выставка ОРС свидетельствовала об известной остановке движения, об опасном отставании от жизни. В этом смысле должна быть признана правильной достаточно суровая оценка, которую встретила выставка.


<<< Решение ЦК от 23 апреля 1932

Четвертая выставка ОРС >>>

<<<Советская скульптура>>>