Успешное овладение методом



Но нам важно указать на эти ростки нового, тем более, что они всегда оказывались более тесно связанными с жизнью, более глубоко отвечающими ее запросам, более политически насыщенными, чем произведения камерного искусства, отмеченные преимущественно печатью индивидуальных поисков и субъективных переживаний.

Успешное овладение методом реалистического искусства происходит прежде всего в формах монументального искусства, где художник с самого начала работы чувствует себя связанным с массами, ориентируется на их восприятие, их запросы.

Один немаловажный момент тормозит, однако, в эту эпоху развитие советской монументальной скульптуры: это возрастающее господство «кон-структивистической» архитектуры, враждебно относящейся ко всякому орнаментализму, выбрасывающей всякие элементы скульптуры из своих сухих, рационалистических схем. В кругах архитекторов скульптура часто воспринимается как ненужный придаток, как некое отсталое, отжившее искусство, претензия которого войти равноправным членом в проектировку архитектурного сооружения не оправдана. «Коробочный» стиль архитектуры, с неимоверной быстротой распространившийся в строительной практике, надолго разорвал нормальные взаимоотношения обоих искусств. Этот разрыв, лишая архитектуру значительных возможностей, выхолащивая ее идейный смысл, особенно тяжело отозвался на развитии монументально-декоративной скульптуры. Она казалась лишенной каких-либо перспектив, какого-либо участия в планировавшейся коренной перестройке страны. Ее применение сужалось до функции памятника; показательно, что даже в этой последней области предлагались решения полной замены скульптурного образа архитектурным, отвлеченным решением.


<<< Опыт применения монументально-декоративной скульптуры

Монументально-декоративная скульптура >>>

<<<Советская скульптура>>>