Нельзя сказать, чтобы среди поставленных памятников не было вовсе работ приемлемых, понятных массам; к таковым можно было, например, причислить работы Матвеева, Шервуда, Синайского, Залькалнса, Залита в Ленинграде, Андреева, Блажиевича, Мануйлова, Домогацкого и других в Москве; но отдельные приемлемые работы терялись в общей массе работ, подвергавшихся резкой критике, Суровые оценки поставленных памятников можно встретить в отзывах прессы, в частности, в высказываниях Луначарского и других писателей . И все же мы не подойдем к правильному пониманию всего этого начинания, если ограничимся только его художественной оценкой и не учтем его грандиозной общественно-исторической роли: оно раскрыло перед советским искусством новые безграничные перспективы, оно двинуло его к новым задачам, новым целям.
План ленинской монументальной пропаганды звал художников к совершенно новым творческим позициям, апеллировал к новым идейным установкам, выдвигал перед искусством новые конкретные задачи. Не эстетское переживание формы, не самодовольное смакование ее «тонкостей», не упоение лжереволюционными экспериментами и лабораторными новшествами, к чему так привыкла «левая» молодежь, но задача служения революции служения народу, задача глубокого воздействия на народные массы правдивыми, реалистическими, понятными массам образами - вот новые задачи, которые выдвигались теперь перед художниками, большинство которых оказывались неподготовленными к их решению.
<<< Ложное представление о «революционности»
Эпоха военного коммунизма >>>
<<<Советская скульптура>>>