В громадном своем большинстве молодежь была пленена «левой» фразой и если не становилась в ряды беспредметников, то увлекалась всевозможными опытами «обобщений» - схематизации, геометризации, сдвигов формы, опытами, уводившими ее все дальше от серьезного изучения и передачи натуры. Академическое преподавание, осуществляемое малоавторитетными руководителями, не могло играть роли сдерживающей плотины, противостоящей потоку шедших из Европы и рождаемых у нас в изобилии «измов» («лучизм», «супрематизм», «татлинизм», «кубофутуризм» и т. п.).
Конечно, давая массовый заказ скульпторам Москвы и Ленинграда, государство знало, что оно не может в столь краткий срок и в таких трудных условиях получить произведения значительные, художественно совершенные, законченные по форме. Но оно было вправе ожидать, что скульпторы представят работы, отвечающие основному заданию, то есть дадут исторически правдивые, понятные, доступные народу образы выдающихся деятелей прошлого, которых чествовала пролетарская революция. Это элементарное ожидание сплошь и рядом оказывалось обманутым. Увлеченные ложным представлением о «революционности» «левой» формы, захваченные всеобщей страстью к экспериментам, скульпторы воздвигали памятники, вызывавшие недовольство широких масс. Мы говорили выше о памятнике Бакунину Королева; характерными в этом смысле явились в Ленинграде работы Гризелли (бюсты Бабефа и Перовской), в Москве бюсты Бетховена, Салтыкова-Щедрина, Перовской и другие.
План ленинской монументальной пропаганды >>>
<<<Советская скульптура>>>