Ассоциации с пребыванием Пушкина в Крыму



Пушкин, с непокрытой головой, стоит на вершине скалы, в одеждах, развеваемых ветром. Его лицо обращено навстречу ветру, навстречу морю- непокорной, бурной стихии. Поэт захвачен величавым зрелищем, быть может, произносит слова привета. В его фигуре чувствуется та же непокорность, тот же порыв к свободе, как и в любимой им стихии. Критика проекта (помимо эскизности выполнения) шла по двум линиям: ставилась под сомнение уместность в Ленинграде мотива скалы, вызывающей ассоциации с пребыванием Пушкина в Крыму; с другой стороны, оспаривалась законность сооружения памятника такого типа в законченном ансамбле биржевой площади; указывалось, что тяжеловесная скала разрушит тонко рассчитанный ансамбль, загромоздит перспективные эффекты. Между тем, Королев, стремясь учесть эти эффекты, добивался, чтобы памятник не оставался безразличной деталью, но активно участвовал в общегородской перспективе ленинградского ансамбля.

В 1939 году Королев участвует на выставке конкурсных проектов памятников Горькому. Из двух представленных им проектов больше внимания привлекал проект памятника молодому писателю для г. Горького. Скульптор в какой-то мере повторяет композиционную идею своего проекта памятника Пушкину. Молодой Горький в рубахе, в брюках, вправленных в длинные сапоги, стоит на высокой скале, его лицо приподнято, он держится прямо, словно вдыхая полной грудью вольный воздух волжских просторов.


<<< Перед статуей Пушкина

Работа над четырехметровой статуей Горького >>>

<<<Советская скульптура>>>