«Органический» характер



Наступает период кризиса, внутренней самопроверки, переоценки мнящего себя «передовым» формалистического искусства. Королев видит, что «левое» искусство все более уходит к инженерии, что оно развивается по линии упрощенчества, машинизации, что оно теряет всякое представление об органической целостности природы, выходит за грани пластического искусства, отрицает его. Вместе с тем, оно становится все менее понятным, менее приемлемым для масс. Впереди по этому пути была смерть, а не жизнь. Не к этому звала эпоха. Порочный круг должен был быть разорван. Королев находит силы осознать это, порвать со своим кубистическим прошлым и выйти на путь живого восприятия и выражения действительности.

Некоторые художники, затронутые в первые годы своей деятельности формализмом (как, например, Чайков, Мухина), отходили от приемов «левого» искусства постепенно, в их творческой практике еще ряд лет чувствовались его пережитки; у этих скульпторов переход к реалистическим позициям получал своего рода «органический» характер. У Королева реакция на его формалистическое прошлое была решительной и острой, здесь правильнее говорить не о переходе, а о разрыве - резком, радикальном. Произведения переходного «полукубистического» периода - вроде «Женщины с веером» - крайне немногочисленны. В портрете жены, в автопортрете, в серии небольших этюдов обнаженной женской фигуры уже явственна связь с натурой, и лишь излишняя «конструктивность» в строении формы напоминает о преодоленном периоде.


<<< У Мясницких ворот в Москве

Восприятие мира в его живописях >>>

<<<Советская скульптура>>>