От всех этих моментов свободна выпускная работа, сделанная им для Училища,- портрет Ф. А. С. (маска, бронза). Перед нами сильная, широко взятая работа, полная экспрессии и жизненности. Вылеплена она с большим темпераментом. В значительности образа, в свободе пластической манеры есть нечто, напоминающее Родена,- вспоминается монументальная голова его Бальзака, его Гюго.
Годы кризиса, годы колебаний разрешаются резким сдвигом Королева «влево». Новый, кубистический этап в эволюции художника совпадает с эпохой революционного переворота в стране.
Кубизм ослепил Королева как некое откровение; он породил в художнике иллюзию, что найден новый язык, создана новая форма искусства, отвечающие запросам революции, разрушающие старое академическое искусство с той же беспощадностью и решимостью, с которой революция сметает старые устои жизни. В методе кубизма, с его «властным» пренебрежением к натуре, ее закономерностям, молодой художник видел нечто специфически революционное. Становится понятной страстность, нетерпимость Королева - кубиста первых лет революции: она воодушевляла его не только в его художественных исканиях, но и в его организационной работе, в которую Королев бросается со всей нерастраченной энергией молодости. Снятие нехудожественных памятников (вроде памятника Скобелеву в Москве), кардинальная перестройка художественного образования, планы музейных реконструкций, работа в Изо Наркомпроса, выступления на митингах, конференциях, комиссиях - таковы различные выражения его напряженной и страстной работы.
<<< Художественное беспокойство
Колебания, беспокойство, искания молодого скульптора >>>
<<<Советская скульптура>>>