Домогацкий выдвигается в эти годы как один из крупнейших мастеров советского портрета. Именно в этой области особенно ярки его достижения художника-реалиста. В своих характеристиках Домогацкий стремится выявить основные черты человека, неповторимые, органически присущие данной индивидуальности. Он стремится выполнить завет Родена: «хороший бюст равносилен целой биографии»; характерно, что Домогацкий не склонен к шаржу, гротеску. Его подход к человеку отмечен тактом, вниманием, симпатией: он стремится подчеркнуть то лучшее, ценное, что есть в человеке.
Наряду с портретами современников Домогацкого привлекает проблема «воображаемого» портрета. Мы говорили о портретах Соловьева, Байрона, Микельанджело. Эта серия находит себе продолжение в работе над образами Декарта, Пушкина, Белинского, Толстого, Тургенева, Маркса.
Работа над «воображаемым портретом», над воссозданием образов отошедших в прошлое личностей всегда притягивала Домогацкого; его увлекала возможность подойти по-новому к облику исторического деятеля, выявить те его черты, которые делают его близким, понятным нашей современности. В основу своей работы Домогацкий кладет тщательное изучение документально-иконографического материала. Но, как и в работе с натуры, ценность портрета заключается для него в углубленной, синтезирующей переработке этих первоначальных данных. «Чем менее переработаны непосредственные впечатления от натуры или отдельные моменты документально-иконографического материала, тем натуралистичней портрет, тем более поверхностно и внешнее сходство, тем менее он жизнен», - говорит Домогацкий в своей статье о портрете.
<<< Советская скульптура в середине 20-х годов
<<<Советская скульптура>>>