Памятник Ленину у Финляндского вокзала



Тяга Матвеева к монументальной скульптуре выразилась в неоднократном его участии в проводившихся у нас конкурсах на крупные скульптурные сооружения. Матвеев был участником конкурсов на памятник Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (1924), на памятник Шевченко в Харькове (1930), на памятник красноармейцам в Даурии (1931), на памятник Ленину в Ленинградском порту (1931), на памятник Менделееву (1933), на памятник Горькому (1937). В некоторых из этих проектов можно констатировать рассудочность построения, известную абстрактность трактовки темы, недостаток эмоционального напряжения, наряду с тонкой уравновешенностью композиции, остротой композиционного замысла, высокими формальными качествами пластического решения темы (проект памятника Шевченко, проект памятника в Даурии). Следует признать, что в негативных свойствах этих проектов слышатся порой неизжитые отзвуки формалистических увлечений, которым принес временную дань и этот серьезный и в то же время «беспокойный», всегда ищущий скульптор. Однако в ряде проектов Матвеев свободен от этих упреков. Так, в проекте памятника Горькому дан строгий, реалистический образ Горького. Писатель стоит в простой позе, с мягкой шляпой в правой руке, пальто облегает его высокую фигуру. Голова, слегка приподнятая, обращена прямо на зрителя. Среди проектов, представленных на конкурс, работа Матвеева останавливала своей простотой, своими пластическими достоинствами. Сдержанность, строгость, благородная простота, сказавшиеся здесь, - качества, проходящие через все творчество Матвеева.


<<< Композиция «Октябрьская революция»

Портретная статуэтка Пушкина >>>

<<<Советская скульптура>>>