Матвеев предвоенных лет



В памятнике Марксу Матвеев впервые обратился к задаче, ему до тех пор далекой. Мы видели Матвеева предвоенных лет - лирика, мастера продуманных, тонко взвешенных работ несколько замкнутого характера. Теперь перед художником была иная задача - выйти на площадь, говорить с массами ясным, понятным языком, идейно и эмоционально воздействовать на зрителя. Следует признать, что Матвеев в целом справился с этой задачей.

Матвееву удалось передать в фигуре Маркса характер стойкого, мужественного борца. Его поза проста, дышит уверенностью в своих силах; в контрастном повороте головы, в руке, заложенной за борт сюртука, чувствуется непреклонность, вызов. Мощная, гордая голова говорит о царственном интеллекте Маркса. Фигура трактована большими четкими планами; можно было бы находить в этих приемах известное воздействие модной в те годы геометризации; однако жизненность движения, правдивость отношений и пропорций, ясно читающийся характер изображенного - все это далеко от всякого схематизма. В целом следует признать, что, не прибегая к внешним эффектам, к напряженной позе, аффектированной жестикуляции, Матвеев сумел выразить средствами простыми и ясными исторически правдивый волнующий образ. Памятник Марксу Матвеева - одно из первых пластических воплощений образа великого революционера, еще ждущего своего вдохновенного художника.


<<< Статуя Карла Маркса

Композиция «Октябрьская революция» >>>

<<<Советская скульптура>>>