Но с ростом мастерства, с ростом знаний появилась и возможность более глубокого, более обобщенного подхода к натуре. Реалистический путь Ватагина был закреплен его работой в твердом материале дерева: сам материал подсказывает художнику пределы приближения к природе, приводит его на путь закрепления наиболее существенных и выразительных черт. Его приемы становятся шире, свободнее, его ощущение натуры - теплее. На выставке путь художника был показан работами полутора десятка лет (1918-1934 гг.). Отметим усиление в работах последних годов интереса художника к человеку («Монголка», «Голова монголки», «Дети», «Негритянка» и т. п.).
Искусство Ватагина, любовно пестующее образ, полное мягкости, деликатности, знает и срывы; в его творчестве порой проглядывает стилизация, напоминающая эффекты, излюбленные когда-то «модерном». Образцом такого срыва в стилизацию являлась композиция «Женщина и раба».
Другой мастер старшего поколения, близкий Ватагину тематически,- Ефимов был представлен на выставке недостаточно. Впрочем, если для Ватагина дерево является основным материалом выражения своих замыслов, то импульсивная творческая фантазия Ефимова требует большого разнообразия средств для реализации его творческих замыслов.
<<< Подход к материалу различен
<<<Советская скульптура>>>