Но кто конкретно и во имя чего торжествует на репинской картине?

В нашей литературе сравнительно редко упоминают об идейных взглядах и творчестве Репина в годы первой империалистической войны и Февральской революции в России. Дело чаще всего сводится к сообщениям, что он писал некоторые навеянные газетными статьями ура-патриотические картины: «Король Альберт в бою», «Козьма Крючков», «В атаку с сестрой», да еще о том, что им были созданы заказные портреты английского посла Бьюкенена и незадачливого российского премьера А. Ф. Керенского.

Однако для более полного и точного понимания отношения художника-демократа к захватнической империалистической войне важны и некоторые его высказывания, содержащиеся в письмах. Характерно, например, что в разгар войны (январь 1916) художник писал: «Мое желание, чтобы в этом же году совершилось великое дело гибели милитаризма. Чтобы образовался международный союз - права человека, чтобы Гаагская конференция, вооруженная непобедимыми силами, действительно стала божьим судом правды и независимости человечества. Чтобы ни одна пядь чужой собственности не могла быть завоевана никакой силой другой нации, чтобы человечество было спокойно за свою независимость и свободу жизни и культуры - по своему желанию. И свобода личности, как бы слаба она ни была, и независимость территории, как бы она ни была мала, могла бы спокойно спать, богатеть и развиваться. Все отребья варварства, так называемые герои-завоеватели, были бы упрятаны в казематы одиночества».

Показателен рисунок в альбоме «Чукоккала», где изображен кайзер, которого вывозит на свалку истории немецкий рабочий.


<<< Понимание идейно-художественного смысла

Отношение художника-демократа к захватнической империалистической войне >>>

<<<Оглавление>>>