На первом плане показаны не столько представители буржуазной, сколько демократической интеллигенции, имеющие, как установил З. И. Крапивин, почти портретное сходство с выдающимися прогрессивными деятелями - В. В. Стасовым, А. М. Горьким, артисткой-большевичкой М. Ф. Андреевой (которую Н. И. Соколова приняла за декадентку), народовольцем Г. А. Лопатиным. Есть здесь и рабочие, несущие на руках только что выпущенного из тюрьмы революционера (для него Репину позировал известный узник Шлиссельбурга народоволец II. А. Морозов), образ которого является идейно-смысловым центром полотна. З. И. Крапивин разделяет мнение, что освобождение политических заключенных в первые дни после объявления манифеста, безусловно, повлияло на идейный замысел картины и на выбор художником сюжета, причем свою роль сыграло здесь и освобождение из Таганской тюрьмы в Москве видного большевика-ленинца Н. Э. Баумана. Конечно, в отношении конкретной разработки сюжета, в акцентировке тех или иных социальных слоев народных масс, показанных в картине, некоторые искусствоведы хотели бы видеть иное решение, хотели бы, так сказать, осовременить творчество Репина. Но поскольку это невозможно, то на него продолжают навешивать ярлык человека, запутавшегося в «буржуазно-демократической болтовне либералов», безосновательно противопоставляя репинское полотно серовскому эскизу «Похороны Баумана».
Но кто конкретно и во имя чего торжествует на репинской картине? >>>
<<<Оглавление>>>