Освобождающаяся Русь

Эта картина, пожалуй, наиболее известное и самое фундаментальное произведение Репина, отражающее события первой русской революции. Поэтому ее содержание имеет принципиальное значение для характеристики общественных позиций художника той поры. Однако в различных оценках картины писавших о ней искусствоведов сказались и поверхностный подход к ее анализу, и некритическое следование традиционным голословным суждениям. Так, например, в начале 1930-х годов, не вдаваясь в углубленное рассмотрение идейно-содержательного плана этого полотна, И. Э. Грабарь просто фиксировал, что изображено «ликование на улице в день объявления знаменитого манифеста. Студенты, гимназисты, курсистки, представители интеллигенции - среди них все узнавали Венгерова и Стасова - огромная толпа дефилирует с пением революционных песен». Отмечая далее, что «картина не могла быть, по цензурным условиям, выставлена своевременно», он завершает суждения о ней категорическим заявлением, что «нет никакой надобности описывать это немощное во всех отношениях произведение, которое больно видеть в списке репинских». Эту отрицательную и поверхностную оценку, с добавлением фактических неточностей, повторил и безымянный автор вступительной статьи к каталогу выставки произведений Репина в Третьяковской галерее в 1936 году. «В этой картине изображены студенты, гимназисты, адвокаты, курсистки и просто «барышни», приветствующие известный манифест от 17 октября 1905 года. Таким образом, революция 1905 года была воспринята Репиным только как буржуазная революция, и он не приметил самую важную движущую силу этой революции - пролетариат».


<<< Личные симпатии и антипатии художника

Фундаментальное произведение Репина >>>

<<<Оглавление>>>