Личные симпатии и антипатии художника

То же самое относится к произведениям Репина, как, впрочем, и к его высказываниям, отраженным в прессе или в мемуарах современников. Очевидно, что для художника основным материалом, характеризующим его мировоззренческие позиции, являются картины, эскизы, рисунки. Наряду с другими мастерами (В. А. Серовым и В. Е. Маковским) Репин откликается на события 9 января, выполнив на эту тему в 1905 году несколько рисунков и один эскиз маслом «Разгон демонстрации», не доведенный художником до законченной картины. Известны и другие репинские работы, посвященные событиям 1905- 1907 годов, иллюстрации к повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных», различные рисунки для изданий, отражавших ход революции, живописные и графические портреты М. Ф. Андреевой, А. М. Горького, В. В. Стасова, И. Р. Тарханова, И. Я. Гинцбурга, «Портрет трудовика», акварельный набросок «Марксист».

По совету Стасова Репин именно в это время начинает работу над картиной «Освобождающаяся Русь», запрашивает у него сведения о конкретных именах борцов за свободу, рассказывает о начале работы над эскизами. Не исключено, как полагают исследователи, что в это время появились и первые наброски картины, получившей позднее название «17 октября 1905 года». Работал Репин над картиной длительное время. Первоначальные эскизы выполнены в 1906 году, а завершенный вариант, датированный 1911 годом, был в России впервые показан на выставке передвижников в 1912-1913 годах.


<<< Обоснованные фактами суждения

Освобождающаяся Русь >>>

<<<Оглавление>>>