Собрание антигенералов

Картина эта, и на наш взгляд, и по мнению некоторых биографов И. Е. Репина, не лишена художественно-образных недостатков, она заметно уступает лучшим творениям мастера, но надо согласиться и с тем, что в этой аллегоричности, увиденной в реальной жизни, содержалось известное идейно-художественное обобщение, отвечавшее настроениям своего времени. Не случайно Стасов писал, «что при всей неудачности некоторых подробностей костюма и жеста в картине, наша публика была к ней очень несправедлива: у нас не заметили превосходного пейзажа- воды - и, что еще несравненно значительнее, - не заметили чудной, горячо и мастерскою рукой выполненной современной задачи: русская молодежь, не потерявшая смелости духа, надежд и радостных упований среди одолевающих ее бед».

В этих двух картинах художник запечатлел свое отношение, отношение представителя демократической интеллигенции накануне первой русской революции к сановной бюрократии, с одной стороны, и прогрессивной молодежи - с другой. И хотя историко-художественное значение картин несоизмеримо, обе они достаточно ясно выражают идейно-эстетические позиции Репина в это время.

Революция 1905-1907 годов - важный этап в развитии всей прогрессивной, демократической культуры нашей страны, не могла весьма многосторонне не отразиться на идейно-эстетических взглядах и на самом творчестве И. Е. Репина, являвшегося и в то время, пожалуй, самым авторитетным художественным деятелем России. Тем не менее именно этому периоду в жизни и деятельности великого народного художника в нашей литературе до сих пор уделяется очень мало внимания.


<<< Творчество Репина

Революция 1905-1907 годов >>>

<<<Оглавление>>>