Характеризуя творчество Репина этого периода, и, в частности, его «Заседание Государственного совета», Стасов писал, что главный герой у художника - «правда, неподкупная, ничем не затаскиваемая, никакими сластями и полезными соображениями, правда - и в этом вся его сила и обаяние». Судя по всему, Репин был вполне согласен со Стасовым в оценке своей картины и горячо благодарил критика за его выступление. Через два года в своем письме Репину (7 июня 1906) Стасов еще раз отметил, что, будучи предельно правдивым, великий художник не мог не показать «собрание подлецов - генералов, мерзавцев, злодеев, членовредителей отечества, бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений, торжествующего зла и безумия». И одновременно рекомендует Репину написать «собрание антигенералов, людей в сюртуках, рогожах и поддевках, без самомалейших знаков постыдного отличия, но зато благодетелей ныне и присно и во веки веков своего отечества».
Из этого исторического примера еще раз становится ясной не только недобросовестная демагогичность противопоставления Репина Серову, проводимого Н. Минским, но и простая эстетическая истина, что суть произведения не в одной его теме, а в трактовке этой темы, в умении художника-реалиста правдиво и талантливо запечатлеть типические явления действительности. Так же надо подходить и к картине Репина «Какой простор!», которую в искусствоведческой литературе принято, как правило, осуждать. «Она непонятна без комментариев,- категорически заявлял И. Э. Грабарь, - и это было бы еще ничего, но она плоха по живописи и нелепа по композиции». Не раз упрекали это полотно и в поверхностной аллегоричности.
<<< Стилистические изменения манеры
<<<Оглавление>>>