Советское искусствоведение

Конечно, сам И. Е. Репин и в 70-80-е годы XIX века и позднее не был революционером или политическим деятелем, но его реалистическое творчество определенно играло революционизирующую роль. Активные борцы того времени, революционеры-народники и народовольцы, не раз привлекали его внимание, а их жизнь и борьба находили сочувственное и глубоко художественное воплощение в его картинах. И здесь нельзя не назвать такие широко известные репинские произведения, как «Под конвоем», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Сходка террористов», «Не ждали» ".

Особого внимания в связи с темой нашей книги заслуживают опубликованные в последние десятилетия, но еще недостаточно учитываемые сведения о контактах Репина во время жизни в Париже (1873- 1876) с русскими революционерами-эмигрантами, о его интересе к истории Парижской Коммуны и международного движения рабочих. Устроившись на Монмартре в «квартале коммунистов», где жили многие сторонники Парижской Коммуны и русские эмигранты, Репин проявляет интерес к запрещенным в России французским книгам о революции 1848 года, «о последних делах и движении коммунистов» и просит В. В. Стасова сообщить, где можно приобрести эти книги в Париже. Здесь, у И. С. Тургенева, портрет которого он писал, художник знакомится с известным революционером Г. А. Лопатиным, а затем в библиотеке, организованной в Париже по инициативе студентов и политических эмигрантов, встречается с А. И. Иванчиным-Писаревым, В. Н. Фигнер и, возможно, с другими русскими революционерами.


<<< Противоречивые процессы общественной жизни

Русские эмигранты >>>

<<<Оглавление>>>