И. Е. Репин и революционное движение его времени

В рамках нашей книги особенно важно отметить, что вторая половина более чем шестидесятилетнего творческого пути И. Е. Репина непосредственно связана со славной эпохой трех революций в России. Именно в это время в своих письмах 1905 года великий художник прямо и открыто клеймит позором царское самодержавие, заявляя, что «старые игрушки уже без глаз, без носов, без рук, без ног, их скоро выметут в сор». В эти же годы Репин собирает материал и начинает работу над новыми произведениями, связанными с освободительным движением в России, устанавливает тесные дружеские связи с А. М. Горьким, М. Ф. Андреевой, Ф. И. Шаляпиным, а затем в своих статьях 1910 года («В аду у Пифона», «Салон Издебского») решительно выступает против «футуристического», по существу упадочного, буржуазного искусства.

Не случайно, что в эти же годы основанная В. И. Лениным большевистская газета «Правда» не раз упоминает имя И. Е. Репина на своих страницах, называя его «величайшим русским художником». По рассказам Н. К- Крупской известно о том, что «произведения Репина высоко ценил Владимир Ильич Ленин».

Однако было бы неверно представлять фигуру И. Е. Репина абсолютно цельной и монолитной. Противоречивые процессы общественной жизни, разительные ее контрасты, борьба двух культур накладывали и здесь свою печать. И если Ленин, учитывая противоречия в мировоззрении и творчестве Толстого, справедливо назвал старшего современника и друга Репина, великого писателя земли Русской «зеркалом русской революции», то это определение в той или иной степени применимо и к знаменитому живописцу. С достаточным основанием к нему также можно отнести известные ленинские слова о том, что «если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях».


<<< Сохранение и развитие лучших традиций культуры

Противоречивые процессы общественной жизни >>>

<<<Оглавление>>>