Сведения и об отношении Ленина к творчеству Н. А. Касаткина

Передвижник Н. А. Касаткин был одной из виднейших фигур среди тех «надежных антифутуристов», искать которых призывал Ленин в своей исторической записке М. Н. Покровскому. Эту записку, написанную 6 мая 1921 года, до сих пор еще недостаточно оценивают во всей полноте ее содержания. Ведь там речь идет не только об издании поэмы «150000 000» В. Маяковского и о борьбе против футуризма в области литературы, но и о необходимости борьбы против этого упадочного направления буржуазного искусства во всех сферах и конкретно в области искусства изобразительного.

Художник П. Ю. Киселис, которого, как писал Ленин, «Луначарскийде опять выжил (из Наркомпроса. - В. Ш.), проводя-де футуриста и прямо и косвенно», был не только последовательный реалист и «надежный футурист», но и участник последней, 48-й выставки Товарищества передвижников, а затем активный деятель Ассоциации художников революционной России.

Как видно из материалов, опубликованных в сборнике «В. И. Ленин и А. В. Луначарский», энергичная борьба партии против футуризма, за реалистическое искусство, и в том числе за использование лучших традиций передвижничества, шла с первых месяцев Октября, и одной из ее заметных вех было известное письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах», опубликованное в «Правде» 1 декабря 1920 года. Письмо это, составленное при непосредственном участии В. И. Ленина, воодушевило художников-реалистов. Оно наглядно показало, что Коммунистическая партия решительно выступает против засилья в пролеткультах футуристов, декадентов и сторонников враждебной марксизму идеалистической философии, которые свои теоретические выдумки, в частности нигилистическое отношение к культуре прошлого, стали выдавать за «истинно-пролетарские».


<<< Советские годы

Художник П. Ю. Киселис >>>

<<<Оглавление>>>