Общая позиция М. Неведомского

Однако эти выпады против эстетики революционных демократов и передвижников, как и против творчества Н. А. Ярошенко, встретили решительный отпор со стороны всего демократического лагеря. В. В. Стасов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, И. Я. Гинцбург, А. М. Горький, Н. К- Михайловский, а затем и марксисты Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, В. В. Боровский единодушно отвергали нападки на лучшие традиции боевого, демократического творчества передвижников и близких к ним мастеров, твердо отстаивали необходимость связи искусства с борьбой широких демократических сил России против самодержавия. Характерно, что с близких к ним позиций выступал и Л. Н. Толстой. Это была общая борьба демократического лагеря России против тех явлений и взглядов, которые выражали интересы господствующей помещичье-буржуазной культуры.

Есть основания полагать, что В. И. Ленин был знаком с полемикой вокруг творческого наследия Ярошенко, поскольку, как отмечалось выше, он определенно читал журналы «Начало» и «Русское богатство». Отдельные статьи из них им не раз цитировались. Более того, в пятом номере журнала «Начало» была помещена статья самого Ленина, и он, наверное, читал помещенную здесь же одну из статей ДА. Неведомского.

Отношение Ленина к творческому наследию Н. А. Ярошенко прекрасно описала в своих воспоминаниях М. В. Фофанова: «Владимир Ильич очень любил и хорошо знал живопись, - сообщает она.- У меня на письменном столе лежала открытка с репродукцией картины Ярошенко «Всюду жизнь», я решила послать ее своим ребятам.


<<< Непосредственное чувство

Отношение Ленина к творческому наследию Н. А. Ярошенко >>>

<<<Оглавление>>>