Коммуны и искусство

Не претендует на это и данная работа, представляющая собой всего лишь сумму отдельных очерков, статей и исследований, связанных с кругом научных интересов и специальностью автора. В связи с этим за пределами книги остаются вопросы о месте и роли изобразительного искусства в революционных событиях XVI-XVIII веков, когда на смену феодальному строю в ряде передовых стран Европы шел строй буржуазный. Вне нашего рассмотрения остаются проблемы связи художественной жизни и самой творческой практики мастеров искусства с революционными процессами различных стран Европы в первой половине XIX века. А материала для исследования здесь много.

Не касаемся мы и существовавших связей между революционным общественным процессом и изобразительным искусством во внеевропейских странах, в частности в Азии, в Северной и Латинской Америке.

Разумеется, тема «революция и изобразительное искусство» чрезвычайно широка. В связи с этим историко-хронологические рамки предлагаемой книги ограничены, с одной стороны, Парижской Коммуной, а с другой - Великой Октябрьской социалистической революцией включительно.

Конечно, нет полных и абсолютных совпадений между искусством Парижской: Коммуны и искусством первых лет Октября в нашей стране из-за короткого периода существования Коммуны и в связи с заметными национально-историческими особенностями развития Франции и России, которые отразились на всех областях их художественной культуры. Более того, надо сказать, что передовое направление искусства народов России с конца XIX века вплоть до Февральской революции 1917 года включительно было весьма своеобразным благодаря теснейшим переплетениям в нем демократических и социалистических элементов. Это обстоятельство заставляет уделить его исследованию пристальное внимание, ибо даже в специальных работах отдельные аспекты нашей темы освещены либо недостаточно, либо весьма неточно.


<<< Биографическая хроника

Идеология прогрессивного искусства >>>

<<<Оглавление>>>