Характеристика, данная видным советским историком искусства М. В. Алпатовым

Не ставя здесь перед собой задачу подробно рассматривать судьбы этих ежегодных выставок, а также борьбу реалистических, натуралистических и формалистических тенденций во французском искусстве, я тем не менее должен отметить неправомерность распространенного взгляда, что якобы все без исключения представленное на этих выставках являлось «салонным» искусством, изготовленным на потребу господствующим классам.

Нельзя согласиться и с огульным противопоставлением этих, каких иногда называют, «реакционных» выставок всему тому, что экспонировалось в то же самое время на выставках так называемых новаторов формы из модернистского лагеря. Французскую художественную культуру, так же как и художественную культуру других народов, следует рассматривать в свете ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре. Именно тогда станет понятной и подлинная суть новаторства в искусстве.

Только такой подход, в основу которого положена не столько форма искусства, как бы она ни была нова, сколько его подлинно новое содержание, его идейный смысл, связанный с новыми тенденциями вжизни общества, дает возможность определять демократические и социалистические элементы, существовавшие и существующие во французском искусстве, как и в любом другом. С этим не хотят считаться сторонники «безбрежного реализма». Поэтому они и отбрасывают реалистическое наследие искусства Парижской Коммуны, а также тех, кто продолжал его традиции. Гароди, заявлявший, что французские коммунисты «никогда не позволят оскорблять великую национальную традицию, в том числе открытия французской живописи со времен Сезанна», забывает о национальных традициях, восходящих к искусству Парижской Коммуны.


<<< Поверхностно-слащавые пейзажи

Коммуна подавлена >>>

<<<Оглавление>>>