Политическая графика Парижской Коммуны

Долго в забвении находилась замечательная картина участника Коммуны художника Э. Пиккио (1840-1893) «Расстрел коммунаров», написанная в 1871 -1873 годах и иронически названная им самим «Торжество порядка». Художник в свое время послал репродукцию с этой картины Тьеру с надписью «Автор картины - автору бойни». Хотя картина не раз репродуцировалась и во Франции, и у нас в период революции 1905-1907 годов, но привлекать к себе пристальное внимание исследователей она стала лишь в недавние годы.

Подаренная французскими коммунистами пашей стране в 1937 году, она сначала находилась в Музее Революции СССР, а с 1962 года помещается в экспозиции Музея К- Маркса и Ф. Энгельса.

В 1885 году автор «Интернационала», поэт и художник Эжен Потье, видевший эту картину, писал: «Я снова видел вчера великолепную картину Эрнеста Пиккио - убийство на Пер-Лашез... Это нечто великолепное, волнующее, грандиозное, ужасное и драматичное... Это дантовская страница, она будит раздумья».

Были и другие художники, современники Парижской Коммуны, например, работавший в Париже испанец Леон-и-Эскозура (1834-1901), автор картин «24 мая 1871, ул. Риволи», «28 мая 1871», а также и французские живописцы А.-Д. Готье (1825-1894) или Ж. Клерен (1843-1919), которые оставили произведения, запечатлевшие некоторые эпизоды героической борьбы парижских коммунаров. Эта страница истории французской живописи еще нуждается в серьезном изучении.


<<< Боевые традиции политической графики

Буржуазное искусствоведение >>>

<<<Оглавление>>>