Характеризуя портрет В. И. Ленина, нарисованный М. Л. Шафраном, известный исследователь изобразительной Ленинианы А. Н. Шефов пишет: «Трудно переоценить значение этой работы. Мы видим В. И. Ленина таким, каким он был тогда, - без бороды и усов. С рисунка глядят знакомые ленинские глаза, уверенно и спокойно смотрящие в будущее. Видимо, художник рисовал В. И. Ленина в течение нескольких минут. Ему удалось сделать углем всего лишь несколько штрихов, но они довольно точно и убедительно передают характерные черты вождя революции». Долгие годы рисунок хранился в архиве художника, не был известен даже специалистам, и лишь после смерти автора поступил сначала в Ленинградский филиал музея В. И. Ленина, а затем в Центральный музей В. И. Ленина в Москве, где он находится и поныне.
Однако, к сожалению, у нас нет сведений, каким образом и с какой целью попал М. Л. Шафран в Смольный, в каких условиях рисовал он Владимира Ильича. Лишь надпись в нижнем левом углу рисунка, вероятно сделанная рукой автора, свидетельствует: «М. Шафран. 1917 г. Смольный. Петроград».
Судьба зарисовки М. Л. Шафрана, на протяжении многих лет остававшейся неизвестной, - явное свидетельство того, что мы еще далеко не все знаем о первых шагах советской Ленинианы. Исчерпывающая история работы советских художников над портретами великого вождя трудящихся - В. И. Ленина - еще ждет своего исследователя.
О Лениниане, созданной Н. Андреевым и И. Бродским, П. Васильевым и М. Манизером, В. Серовым и Н. Жуковым, А. Моравовым и И. Шадром, Д. Налбандяном и М. Божием, о многих произведениях на ленинские темы, которые появляются на современных выставках, есть книги и статьи, серьезные исследования ученых и беглые заметки журналистов.
<<< Задача изображения революционных руководителей
Судьба зарисовки М. Л. Шафрана >>>
<<<Оглавление>>>